Педагогические закономерности формирования личности

Общие педагогические закономерности формирования личности

То, что процесс развития человека и его становления как личности закономерен генетически, анатомически, физиологически, психологически и социально-психологически, ясно из материала предыдущих глав. Но он закономерен и педагогически.Педагогические закономерности формирования личности — это объективно существующие устойчивые, повторяющиеся, необходимые причинно-следственные связи между педагогическими воздействиями и их результатами: ее образованностью, воспитанностью, обученностью и развитостью, качественно соответствующими целям формирования личности в современном обществе. Педагогические закономерности — это закономерности и самоформирования личности, и помощи ей в этом со стороны общества и других людей. Педагогическая практика призвана охватить и максимально оптимизировать проявления всех закономерностей для достижения цели формирования личности.

Кобщим педагогическим закономерностям формирования личности, сказывающимся на успехе и нуждающимся в педагогическом учете, относятся:

• непрерывность формирования личности в процессе жизни;

• формирование в интересах самореализации, самоутверждения и успеха человека в жизни;

• подчиненность формирования личности ее личным интересам, совпадающим с интересами ее родителей, детей и общества;

• подчиненность главной цели педагогической системы формированию гармонично развитой личности, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями человечества, гуманности, морали, мира, интернационализма, патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии, гражданственности, высокой эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья;

• воплощенность педагогических влияний на личность в возникновении и изменении у нее четырех основных педагогических свойств: образованности, воспитанности, обученности и развитости; зависимость совершенства этих свойств от степени соответствия уровню мировой цивилизации; целостность и взаимосвязанность образования, воспитания, обучения и развития личности;

• зависимость успешности достижения главной цели формирования личности от обеспечения целеустремленности и регулирования всех педагогических влияний на личность, преодоления стихийности в этом процессе;

• безусловная зависимость успеха педагогического формирования личности от ее собственной целеустремленной активности в самоформировании;



• зависимость достижения цели в формировании личности от подчинения ей всех подсистем и элементов педагогического процесса, его содержания, организации, форм, методов, условий, обеспечения и выбора таких, которые безусловно обеспечивают ее достижение;

• реализация индивидуального подхода в формировании каждого человека и развитие его индивидуальности.

Социально-педагогические закономерности формирования личности

Объемная и мощная группа причин, оказывающих формирующее влияние на человека, находится в окружающей среде. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда — духовные и материальные условия жизни. Им присущособый вид педагогических причинно-следственных отношений, закономерностей, называемых социально-педагогическими.

Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:

• образовательные: сказываются на понимании гражданами окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах событий и процессов, понимании своего места в мире и обществе, расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных областях знания, создают условия для самообразования и др.;

• воспитательные, формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, людям, государственным органам, политике, тем или иным государственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национальностям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность общечеловеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступкам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;



• обучающие: обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профессиональными навыками и умениями и др.;

• развивающие: социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и деловых способностях и др.

Особенно податлива социально-педагогическим воздействиям воспитанность человека.

Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно,

— писал В.А. Сухомлинский*.

* Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1975. — С. 14—15.

Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия оказывают люди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.). Эти бездействия бывают таковы, что переворачивают все в личности, зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в ней в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей. Если бы судьи судили людей, а врачи лечили их с той же долей субъективизма и педагогической безграмотности, с которой обращаются нередко с ними в жизни, на работе, в различных учреждениях, то все невинные были бы давно осуждены, а больные умерли. Постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпетентности звучит еще слабо и тонет в реве жизни и трудностей общества.

Практика реальной жизни человека в определенной социальной среде — этошкола жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педагогические учреждения общества, его сфер и нередко конкурирует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно проходят «школу семьи», «школу улицы», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу информационных технологий» (Интернет, компьютерные игры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образованность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доминирующим влиянием одной из них.

Определенное педагогическое воздействие оказывает и природная среда. В педагогической литературе справедливо отмечается*, что условно можно говорить о «педагогике гор», «педагогике Волги», «педагогике моря», «педагогике степей», ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и развивающее влияние на людей.

* Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 1999.

Социально-педагогические влияния среды нуждаются в тщательном учете и совершенствовании при формировании личности в разных направлениях работы с ней: при осуществлении образования, в процессе труда, управления, досуга, быта, в индивидуальной работе, преодолении педагогической запущенности и др. Вместе с тем это одна из наиболее трудных педагогических задач.

Общие педагогические принципы формирования личности

Понимание общих закономерностей и анализ опыта находят отражение вобщих педагогических принципах формирования личности. К основным из них, сущность большинства которых понятна на основе изложенного выше, относятся следующие.

1. Принцип целеустремленного, всестороннего и гармоничного формирования личности в интересах самой личности, ее самоопределения и самореализации в жизни, а также в интересах общества и государства.

2. Принцип научности в формировании личности. Сложность и печальный опыт стихийного, неосмысленного, основанного только на житейских представлениях формирования личности требуют подходить только с достоверных, выкристаллизованных в положительном опыте и воплощенных в педагогических и психологических рекомендациях позиций. С действиями на авось, на основе личных домыслов и дремучей педагогической некомпетентности надо решительно кончать. Слишком велика цена упущений и ошибок в личной судьбе формирующегося человека, которые очень трудно, а порой и невозможно потом устранить.

3. Принцип максимального приближения целей, содержания, методов, условий формирования личности к уровню достижений мировой цивилизации на основе общечеловеческих ценностей, созидания, мира, морали, национального достоинства, государственности.

4. Принцип непрерывности и преемственности формирования личности в процессе жизни с повышенным вниманием к детскому, подростковому и юношескому возрасту и максимальным преодолением стихийных, неконтролируемых педагогических воздействий и влияний.

5. Принцип системности, взаимосвязанного формирования четырех основных педагогических свойств личности — образованности, воспитанности, обученности, развитости и соответствующей организации четырех, связанных единой целью и обслуживающих друг друга педагогических подсистем — образования, воспитания, обучения и развития.

6. Принцип единства педагогических воздействий и самоформирования личности. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть и противодействует этому, формирование — это субъект-субъектный процесс, взаимодействие субъекта педагогических воздействий и формирующегося — их объекта, являющегося вместе с тем субъектом, личностью со своими взглядами, интересами, желаниями, идеалами, планами. Успех возможен лишь при совпадении их целей и усилий, при тесном сотрудничестве, при обоюдной и слаженной активности, при целенаправленной активности формирующегося по самоформированию.

7. Принцип опережающего формирования личности в духе основных тенденций общественного развития: гуманизма, демократизма, законности, гражданственности.

8. Принцип формирования культурности личности: эстетической, этической, экологической, семейной, быта и здоровья.

Общие закономерности и принципы относятся ко всей системе формирования личности, организуемой на любом уровне — индивидуальном, групповом, государственном. Существуют и своеобразные закономерности образования, воспитания, обучения и развития, находящие отражение в соответствующих частных принципах, выступающих как подчиненные общим и в совокупности с ними обеспечивающие формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Противоречия процесса формирования личности

Знание закономерностей и реализация принципов не означают, что нужные педагогические результаты будут достигнуты однозначно, безусловно и без проблем. Процесс формирования противоречив по своим внутренней и внешней обусловленности. Наиболее существенны противоречия между:

• желаемым и действительным, необходимым и возможным, требующимся и имеющимся;

• общими педагогическими положениями и необходимостью их методического воплощения в конкретной ситуации и с индивидуализацией;

• старым и новым, отживающим и зарождающимся, содержанием и формой;

• словами и делами, словами и опытом жизни, тем, что слышит, и тем, что видит формирующаяся личность;

• формирующим субъектом (учителем, воспитателем, родителем и др.) и формирующимся объект-субъектом;

• разными субъектами формирования и др.

Противоречия затрудняют, сдерживают, искажают результаты, но вместе с этим побуждают к непрерывному поиску путей их преодоления и выступают одной из движущих сил совершенствования педагогического процесса.

Педагогическая система формирования личности в обществе

Государство, общество, семья, понимая зависимость своего будущего и полноценного использования дара жизни появившимся на свет человеком от качества прижизненного формирования его, всегда стремились осуществлять педагогическую работу с ним. Но она страдала и страдает недостаточной эффективностью из-за отставания педагогической практики от педагогической теории и слабостей организации системы.

Современный уровень человеческой цивилизации и подлинный гуманизм требуют практически осуществлять формирование каждого человека качественно в его интересах, совпадающих с интересами общества.Система педагогической работы в обществе и на местах в наиболее полном виде должна совпадать со структурой прикладных разделов и отраслей педагогики (см. рис. 3.2). К основным ее составляющим относятся такие.

Семья с заботами родителей по выращиванию детей с первых дней их жизни, их воспитанием, развитием, обучением, существует столько же, сколько существует на Земле сам человек. Я.А. Коменский именовал основную часть ее материнской педагогикой.

Родители всегда стремились сделать детей хорошими людьми, передать им опыт своей жизни, предупредить от повторения промахов и ошибок. Однако их усилия, не опиравшиеся на рекомендации педагогики, носили житейский, эмпирический, субъективный характер, а поэтому зачастую были далеко не лучшими. Многие их влияния не осознавались, поэтому впоследствии возникал вопрос: «Откуда это у моего ребенка?».

Радикальный и единственный путь решения проблемы правильного формирования личности детей в семье — подъем ее на уровень научной педагогики. Движение в этом направлении в обществе есть, хотя не в тех масштабах и не с тем качеством, которые необходимы. Надежный путь связан с организованным изучением школьниками старших классов, студентами, молодыми людьми, вступающими в брак, ожидающими рождения ребенка, родителями младенца, дошкольника, школьника вопросов педагогики семейной жизни, семейного воспитания, возрастной педагогики, педагогики образования, обучения; с развитием в стране службы семьи, психолого-педагогического консультирования. Пока существуют лишь начала такой работы.

Семейная педагогика является частью народной педагогики, а поэтому совершенствование первой может способствовать преодолению части элементов устарелости, ненаучности во второй (выраженных, например, в таких народных поговорках и пословицах: «С чем родился, с тем и умрешь», «Горбатого могила исправит» и др.).

Преддошкольная и дошкольная работа — целенаправленная система работы с детьми преддошкольного и дошкольного возрастов, осуществляемая в детских учреждениях (детские сады, площадки, интернаты, детские дома, лагеря, специальные группы, индивидуальная работа в семьях) специально подготовленными к ее специфике профессионалами-педагогами. Чрезвычайно важна в возрастном отношении работа, в которой сейчас многое из прежнего опыта не используется, а новое не налажено. В перспективе ею целесообразно охватить всех детей и не упускать формирующих возможностей этого возраста и корректировать промахи родителей, если они все же будут допускаться.

Система общего образования — массовая средняя школа. Слова французского политического деятеля Ж. Дантона (1759—1794) «После хлеба самое важное для народа — школа» вошли в поговорку. Школа обладает самым высоким уровнем (по сравнению с другими системами) применения научной педагогики и осуществляется почти исключительно учителями, обладающими высшим педагогическим образованием. Ее формирующее влияние испытывают практически все дети, подростки, юноши и девушки. В последнее десятилетие система переживает период постоянных реформ и поисков, в котором немало и положительного, и недостатков, порожденных прежде всего социально-педагогическими влияниями перемен в российском обществе. Школа формирует основы образованности и обученности школьников, способствует их развитию. Успехи в этом выражаются, в частности, в высоких достижениях наших школьников на международных олимпиадах и конкурсах. Наиболее заметны недостатки в воспитании школьников, все более похожие на недостатки школьников зарубежных стран.

Система высшего профессионального и послевузовского образования ориентирована на подготовку граждан, обладающих высшим уровнем профессионализма, включающим соответствующую образованность, воспитанность, обученность и развитость. Федеральные законы прямо указывают на необходимость развития и воспитания студентов (см. гл. 8), однако эти задачи часто решаются хуже, без должной целеустремленности, подвержены стихийным влияниям. Научно-педагогическая разработка вопросов высшего образования ведется в последние десятилетия с повышающейся активностью, но полученные результаты неполно используются в практике. Уровень педагогической подготовки людей, призванных обеспечивать формирование личности студентов в вузах, нередко ограничен вопросами обучения.

Система труда также призвана выполнять педагогическую функцию, ибо она реально оказывает влияние на людей. Необходимо сделать реализацию функции осознаваемой и отвечающей требованиям педагогической эффективности. Сфера труда должна способствовать самореализации и самоутверждению людей, развитию их способностей, а также совершенствованию профессионального мастерства, воспитанности и др. Помочь реализовать эту функцию должна особая отрасль педагогической науки — профессиональная педагогика. Она комплексна, в ней неплохо разработаны вопросы производственной педагогики, военной, юридической и ряда других. Но достижения и рекомендации педагогической науки используются в практике слабо, фрагментарно, в основном инициативными людьми с активной общественной позицией. Создание системы целенаправленной и компетентно в педагогическом плане осуществляемой массовой практики работы с взрослыми людьми в процессе труда имеет огромное личностное и общественное значение, но наталкивается часто на непонимание, недооценку, неумение и нежелание вести ее. Повсеместное изучение курса «Психология и педагогика» в вузах призвано способствовать подготовке профессионалов, понимающих необходимость такой работы и подготовленных к ней.

Система управления различными организациями, учреждениями, органами, подразделениями, службами, группами тесно связана с педагогическими влияниями руководителя, работников управленческого аппарата, всего управленческого органа на сотрудников, работников, граждан. Поскольку все граждане, и работающие и не работающие, либо являются членами трудовых коллективов, либо сталкиваются часто с представителями управленческих структур — государственного и муниципального управления, социального обеспечения, кадровых, финансовых, производственных, хозяйственных, правоохранительных и др., то нетрудно представить себе масштабы их педагогических влияний на людей. Пока все это находится преимущественно в сфере стихии, эмпирии, субъективизма, хотя вопросы управления, работы с персоналом, в том числе и педагогические (см. гл. 10), научно разработаны неплохо. Необходимы активные и настойчивые меры, чтобы в системе управления по всей территории России в ближайшей перспективе действительно заработала подлинно педагогическая система работы с людьми.

Педагогическая система в сфере массовой информации, печати и культуры. Существенные и возрастающие социально-психологические влияния на людей телевидения, радио, периодической печати, музыкальной культуры, фильмов и т.п. отмечены выше. То, что творится зачастую сейчас здесь, близко к педагогической слепоте и беспределу. Вектор работы средств массовой информации и культуры нередко направлен противоположно векторам педагогических усилий других систем. Создается впечатление, что многие работники этой сферы не задумываются над тем, как их деятельность сказывается на молодом поколении, формировании людей, в какой степени способствует решению общественных и личных задач настоящего и будущего. Это прежде всего свидетельствует о серьезных недостатках их собственной образованности, культуры, гражданской позиции, педагогической грамотности, профессионализма. Педагогическая система в деятельности средств массовой информации, печати и культуры, построенная на научной основе, крайне нужна людям, народу, обществу, будущему России. Построение ее — острейшая прикладная педагогическая и социальная проблема.

Система самоформирования (самообразования, самовоспитания, самообучения и саморазвития), являясь индивидуальны»* педагогическим делом, должна стать массовым явлением. Помимо того, что работа над собой — необходимое условие формирования личности, она и признак личности, ставшей на верный путь успеха в жизни. Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство, — отмечал Сенека. Самоформирование выводит личность из-под зависимости от состояния других педагогических систем общества, еще достаточно несовершенных, и позволяет взять свою судьбу в свои руки. Отказываясь от него, человек отказывается от права и возможности направлять свою судьбу, подчинять себе обстоятельства жизни, отдается на волю случая, становится инструментом, пешкой в руках других, более сильных духом и целеустремленных людей. Прямая линия жизни, ведущая к успеху, превратится в замысловатые зигзаги, круги, закорючки, тупики, возвраты и обрывы.

Педагогика располагает немалым числом разработок по технике самоформирования (самовоспитания), но их реализация зачастую наталкивается на психолого-педагогические трудности: недооценку человеком (особенно молодым) необходимости использовать их, беспечность, недальновидность, нравственную лень, отсутствие навыков и привычек самомотивирования и самопринуждения, неразвитость воли. Поэтому нужна целенаправленная работа по организации самоформирования, побуждению к нему, обучению технике, использованию приемов и методов, вовлекающих людей в этот процесс. В вузах самоформирование студентов должно стать нормой.

Система педагогического всеобуча — система мер, направленная на повышение педагогической просвещенности всех граждан с дифференциацией по возрасту, профессии, социальному положению и др. К таким мерам относятся:

• изучение педагогики (ее разделов) во всех образовательных учреждениях, с отдельными категориями граждан на специальных курсах, экстерном, самостоятельно;

• углубленное изучение профессиональных педагогических вопросов в системе повышения квалификации, с практическими работниками в организациях, учреждениях и пр. (в форме лекций, встреч со специалистами-педагогами, педагогических тренингов и т.п.);

• проведение педагогических бесед с населением по месту жительства;

• совместное изучение практиками и научными работниками педагогических проблем, на которые наталкивается жизнь и профессиональная деятельность;

• введение постоянных педагогических рубрик (типа «Педагогика и жизнь», «Семейная педагогика», «Кем и каким быть», «Советы педагога» и т.п.) на страницах периодической печати, в программах телеканалов, радиостанций (прежде всего государственных);

• организация и умножение числа познавательно-развлекательных мероприятий по вопросам педагогики: конкурсов родителей, руководителей, работников управленческого аппарата и др., проведение состязаний групп по методике КЗП (клуб знатоков педагогики) аналогично КВН, публикация педагогических кроссвордов и скандвордов и др.;

• массовое издание популярных учебных пособий, серий библиотек целевого назначения и преимущественно прикладного, методического характера по всему комплексу педагогических вопросов формирования личности и деятельности различных педагогических систем;

• создание хороших библиотек педагогической литературы во всех образовательных учреждениях, различных организациях и предприятиях.

Педагогическая наука — важная система в комплексе педагогического обеспечения успешного формирования личности. Как уже отмечено выше, традиционно она привязана к проблемам школьного образования и работе со школьниками. Ведущая роль в ее развитии принадлежит академической науке. В середине 90-х годов Академия педагогических наук, была, к сожалению, преобразована в Академию образования, что по определению сужает круг ее научных интересов, хотя общественная практическая потребность противоположна. Последней служит пока развитие ведомственной педагогической науки в ряде министерств и ведомств. Но остаются обильные «белые пятна» в системе формирования личности, не прикрытые должным образом научно-педагогическими исследованиями.

Можно заключить, что общество прилагает немалые усилия по созданию педагогической системы формирования личности, но предстоит сделать еще больше, чтобы она стала полноценной и эффективной. Зависит это, в частности, и от выпускников всех вузов.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

1.В чем специфика педагогического подхода к проблеме личности, его отличия от психологического и взаимосвязь с ним?

2.Какие положения педагогического характера по вопросам формирования личности содержит Федеральный закон «Об образовании» 1996 г.?

3.Чем отличается современная трактовка категории «формирование личности» от существовавшей ранее в нашей стране?

4.Перечислите основные положения, на базе которых целесообразно решать проблемы формирования личности в современных условиях.

5.Сформулируйте цель формирования личности в современных условиях.

6.Вспомните основные закономерности формирования личности и проследите, как они конкретно сказываются в вашей жизни.

7.Проследите, какие социально-педагогические закономерности и как сказываются на формировании вашей личности?

8.Воспроизведите по памяти общие педагогические принципы формирования личности и проследите, какие педагогические закономерности они отражают.

9.Что такое самоформирование личности: его сущность, значение, содержание?

10.Обоснуйте необходимость педагогической системы формирования личности в обществе, назовите ее основные компоненты и попытайтесь оценить, какие из них нуждаются, по вашему мнению, в первоочередном совершенствовании.

Литература

1.Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 1999.

2.Латынина Д. И. История педагогики: воспитание и образование в России (X — начало XX веков). — М., 1998.

3.Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995.

4.Занков Л.В. Обучение и развитие // Избр. труды. — М., 1990.

5.Коротав В.М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.

6.Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989.

7.Педагогика здоровья. — М., 1992.

8.Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой. — М., 1998.

9.Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М., 1991.

10.Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. Часть III.

11.Психологическая служба школы. — М., 1995.

12.Сластенин В.А. Педагогика. — М., 1997.

13.Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1975.

14.Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.

15.Торинов В.Е. Непрерывное экологическое воспитание и образование. — Брянск, 1998.

16.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. Раздел III.

17.Управление воспитательной системы школы: проблемы и решения. — М., 1999.

18.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т., т. 8. — М., 1980.

19.Фридман Л.М. Психология воспитания. — М., 2000.

20.Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М„ 1999.

21.Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979.


pervij-i-vtoroj-zakoni-vipolnyayutsya-v-inercialnoj-sisteme-otscheta.html
pervij-iz-poseshyonnih-mnoj-mirov-v-zvyozdnom-nebe-ego-duhi-i-zhiteli.html
    PR.RU™