Отсутствие стимулирующего окружения

Правильное устройство среды, окружающей ребенка, и обеспечение ему возможности взаимодействия с достаточно разнообразными ситуациями представляют собой важные условия для оптимального развития его интеллекта и речи. Это означает, что родители должны обеспечить ребенка достаточным количеством игрушек и научить его разнообразным играм. Однако главное в этом — то, чтобы общение и занятия родителей с ребенком были ему понятны и приятны. Раньше детским учреждениям была свойственна не стимулирующая детское развитие среда. Однако, как показали недавние исследования Барбары Тизар (189), современные ясли-сады обеспечивают ребенку нормальную стимуляцию и формируют его жизненный опыт, необходимый для нормального интеллектуального развития. Более того, другие исследования обнаружили, что даже в нормальных семьях может иметь место серьезный дефицит необходимых для развития стимулов. Не следует думать, что такие явления свойственны только тем семьям, где родители не любят своих детей. Общение родителей с ребенком в значительной степени определяется социальными и культурными традициями. Например, было обнаружено, что в Англии родители — выходцы из Индии, в среднем играют и разговаривают со своими детьми меньше, чем родители-англичане, несмотря на свойственные и тем, и другим нормальные чувства нежности и привязанности к детям.

Кроме того, слабое участие родителей в играх и общении с детьми может быть следствием причин личного характера. Например, нередко родители в состоянии депрессии меньше занимаются со своими детьми. Кроме того, некоторые люди с трудом усваивают роль родителей и поэтому неумышленно уделяют детям меньше внимания. Именно такая ситуация, по всей видимости, сложилась в случае Жозефины.

Жозефина была направлена к консультанту-психологу в возрасте 3,5 лет в связи с задержкой развития речи. Она стала произносить отдельные слова лишь в возрасте двух лет, а через несколько месяцев вдруг совсем замолчала. В три года речь снова появилась, и на протяжении следующих шести месяцев словарь Жозефины расширился. К моменту консультации она уже произносила короткие предложения. В остальном ее развитие было нормальным, за исключением того, что после рождения сестренки (это произошло за несколько месяцев до консультации) она стала более капризной. Жозефина выглядела нормальным ребенком, нежным и любящим (хотя в младшем возрасте эти качества у нее были развиты меньше). Ее игры соответствовали ее возрасту, однако она не умела играть в игрушки совместно с другими детьми. Отец девочки женился поздно, он был любящим, но довольно замкнутым человеком. Мать была моложе отца; она происходила из довольно строгой, но вполне благополучной семьи, причем бабушка со стороны матери была очень сдержанной. Мать была талантливой женщиной и в финансовом отношении поддерживала своего мужа на протяжении первых нескольких лет брака. Она отнюдь не получала удовольствия от «возни» со своим ребенком, поскольку это казалось ей унизительным. У нее бывали депрессии, и в этом состоянии ей становилось сложнее общаться с людьми. Она вернулась на работу сразу после рождения дочери, однако позже стала работать дома. За исключением периодов кормления и купания, Жозефину оставляли в одиночестве. Мать не играла и не разговаривала с ней, однако игрушек у девочки было много. Отец с удовольствием играл с Жозефиной, возвращаясь с работы по вечерам. Мать была очень предана ребенку, несмотря на отсутствие контакта. Незадолго до того, как Жозефине исполнилось три года, мать вдруг сильно обеспокоилась тем, что не уделяла ребенку достаточного внимания. Она ушла с работы и стала проводить много времени с Жозефиной, а после того, как родилась сестра, и с новым ребенком.



У Жозефины был обследован слух, и он оказался нормальным. Медицинское обследование также не обнаружило никаких нарушений в состоянии девочки. По данным психологического тестирования, уровень интеллекта у ребенка был нормальным.

Совершенно очевидно, что основной причиной задержки развития речи у Жозефины было ее одиночество и отсутствие речевого общения с ней на протяжении почти всех первых трех лет ее жизни. Отец и мать любили ребенка и выражали ему свою привязанность, девочка выглядела ухоженной, а в доме было много игрушек. В результате задержка речи произошла на фоне нормального социального и интеллектуального развития. Причина неполноценного общения матери с Жозефиной отчасти заключалась в отсутствии у матери понимания, что игра и разговоры имеют огромное значение для маленьких детей. С другой стороны, это было обусловлено жесткостью и эгоизмом матери. Помимо того, свою роль сыграли собственные отрицательные детские переживания самой матери, в результате которых она сама оказалась плохо подготовленной к материнству. К тому времени, когда ребенок был направлен на консультацию, мать уже имела представление, в чем нуждается дочь, и их общение стало полноценным. Тем не менее матери требовалась помощь специалистов, чтобы ее контакты с дочерью не стали слишком интенсивными или слишком напряженными и чтобы она смогла расширить спектр занятий с Жозефиной. Ситуация быстро улучшалась, и мать стала получать гораздо больше радости от ребенка, хотя материнство по-прежнему давалось ей нелегко. Проведенное два года спустя обследование не выявило никаких отклонений в развитии Жозефины, в школе она училась хорошо.



Состав семьи

Положение ребенка в семье

Исследования свидетельствуют о том, что вероятность появления эмоциональных нарушений у старшего ребенка несколько выше, чем у других детей в семье (162). Причины этого феномена изучены не до конца, однако, по всей видимости, существуют два наиболее значимых фактора. Во-первых, во время рождения первого ребенка родители еще недостаточно опытны и слишком тревожны и поэтому ухаживают за первым ребенком менее уверенно и не слишком умело, чем за следующими детьми. Во-вторых, старшему ребенку приходится сталкиваться с проблемами адаптации к появлению братьев или сестер, в то время как младший ребенок лишен таких переживаний. И все же существуют определенные преимущества положения старшего ребенка, которые следует отметить: обычно он лучше учится в школе и добивается больших успехов в работе, чем его младшие братья и сестры.

Размер семьи

Дети из больших семей (многодетной семьей считается та, в которой есть, по крайней мере, четверо или пятеро детей) находятся в невыгодном положении сразу по нескольким аспектам. В среднем они демонстрируют более скромные показатели речевого развития и более низкий уровень достижений в чтении, а вдобавок они подвержены большему риску развития делинквентного и других форм нарушенного поведения. Эти данные нельзя рассматривать с позиции классовых различий. А что касается влиятельности рассматриваемого фактора, то его воздействие на ребенка особенно возрастает в период начальной школы (47, 48, 158).

Если рассматривать более низкий уровень речевого развития и отставание в чтении, то объяснение, вероятно, можно найти в моделях общения и речевой стимуляции в больших семьях. Хотя этот вопрос еще недостаточно изучен, можно указать на два немаловажных фактора. Во-первых, в многодетных семьях, как правило, разговаривают все сразу и одновременно, так что языковое окружение может оказаться для маленького ребенка достаточно бессмысленным и сбивающем с толку.

Во-вторых, родители неизбежно проводят с ребенком не слишком много времени. В результате речевой обмен чаще всего происходит с другими детьми, которые, наверное, не могут обеспечить достаточно адекватной стимуляции для развития речи, поскольку их словарный запас, речевые навыки и понятия более ограничены.

При рассмотрении связи между фактором многодетности семьи и делинквентностью объяснение отчасти имеет отношение к последствиям отставания в чтении, поскольку дети с задержками чтения имеют больше шансов формирования отклоняющегося поведения (см. главу 8). Тем не менее вполне вероятно, что многодетным семьям свойственна худшая организованность, дисциплина, и в то же время, в них чаще случаются ссоры и разногласия.


otvetstvennost-pedagoga-psihologa-za-narushenie-prav-raboti-s-konfidencialnoj-informaciej.html
otvetstvennost-perevozchika-za-nesohrannost-gruza.html
    PR.RU™